8 (965) 396-45-41
8 (495) 225-62-45
номер временно не работает
пн-пт 9:00 - 20:00
сб 9:00 - 19:00
вс 9:00 - 18:00

Нормативы UTQG (Uniform Tire Quality Grading)

Нормативы UTQG (Uniform Tire Quality Grading)

От всех производителей шин министерство транспорта США требует внедрения системы маркировки шин по нормативам единой оценки качества Uniform Tire Quality Grading (UTQG).

Это связано с необходимостью быстрой идентификации шины на предмет сцепления, износостойкости и сопротивляемости перегреву. Данное тестирование проводит каждый уважающий себя производитель, руководствуясь государственными рекомендациями (здесь: о правительстве США).

Метод заключается в проведении сравнения типового образца и тестируемой шины. достаточно нормированными уровнями являются уровни сцепления и сопротивляемость перегреву, в то время как уровень износостойкости определяется производителем, и наиболее точным этот показатель является при сравнении образцов шин одного производителя. Изначально разработанный норматив предназначался для американского рынка, но впоследствии он распространился и на мировой рынок.

UTQG

Износ.

Износостойкость обозначается условным индексом, который выражает сравнительную характеристику с шиной-образцом на стандартном испытательном полигоне. Испытания проводятся по специальному циклу. В качестве контрольной шины берется шина с известными свойствами износа. Затем полученные данные корректируются в зависимости от режима тестирования и соотносятся с начальной точкой тестов.

Для понимания. Шина с индексом 150 будет изнашиваться в 1,5 раза дольше, чем шина с базовым показателем 100. На практике же износ шины весьма серьезно отличается от этих условных норм. Износ сильно зависит от состояния дорог и климата, стиля вождения, условий эксплуатации, ухода за шинами.

Обычно норма в 100 единиц соответствует примерно 48000 км пробега на типовой испытательной трассе. Испытательная трасса находится в районе базы ВВС Лонгфеллоу в Сан Анжело, Техас, США и ведется по протоколу:

Испытуемые шины проезжают 10300 км. И обязательно рядом с испытуемыми шинами катится базовая шина-образец, чтобы исключить влияние свойств дорожной поверхности и температуры. Замер глубины протектора производится через каждые 1287 км. Проводится подсчет износа шины - причем 48279 км берется за 100% индекс. Потребитель в режиме реальной эксплуатации может сам подсчитать ожидаемый пробег. В реальности, фактический пробег шины признается в виде половины от пробега, указываемого индексом на боковине и принимаемого за 100%. То есть - реальный пробег шины с индексом Treadwear 100 будет составлять примерно 24139,5 км.

Сцепление

Сцепление при торможении на прямолинейном движении на мокрой поверхности обозначается индексами A, B или C. Причем уровень A является наивысшим. В 1997 был заявлен новый высший уровень "AA" - для обозначения и еще большего уровня сцепления на мокрой дороге. Норма сцепления с дорогой не отражает уровень качества шины при заносе на мокрой дороге.

Тест выполняется на специальном испытательном автомобиле. Шина тормозит на мокром асфальте или асфальтобетоне при заблокированных колесах. При этом индексы будут означать следующее:
A - лучший уровень в классе - при выполнении определенных требований;
B - немного ниже классом;
C - низший допустимый уровень.

Соответственно, шина с индексом C будет иметь наихудшее сцепление с мокрой дорожной поверхностью.

Испытуемая шина накачивается до 1,65 кг/см2 (165 KPa) и устанавливается на тестовый аппарат (прицеп с измерительной аппаратурой). Шина получает нагрузку в 492 кг. Прицеп буксируется по тестовой поверхности дороги, смоченной водой, со скоростью 65 км/ч. Затем вращающееся колесо блокируется. В заблокированном состоянии шина скользит по тестовой поверхности, и в этот момент происходят замеры силы сцепления. Исходя из этих замеров, по нижеприведенной формуле можно сделать подсчет индекса эффективности сцепления.

U=T/F
U:Индекс эффективности сцепления 
T: Тяговое усилие 
F: Нагрузка

Температура

Способность шины выдерживать температурные перегрузки маркируется условными индексами A, B или C. Они указывают на способность шины противостоять внутреннему нагреву, возникающему при движении на больших скоростях. Температурные нормативы, выражающие уровень сопротивления шины нагреву, испытывается на закрытом лабораторном испытательном стенде.

Высокие температуры, возникающие в шине, могут вызвать расслоение и сокращают срок службы. Чрезмерный перегрев шины приводит к разрушению шины.

Уровень C является минимальным для всех пассажирских автомобилей, согласно требованиям Федеральных норм США по транспортной безопасности. Норматив распространяется на нормально накачанную и не перегруженную шину.

Протокол температурного теста предусматривает прохождение шиной серии скоростных тестов в определенные временные интервалы. Скорость, при которой шина превысит максимальную нормативную температуру, используется для определения буквенного индекса температуры:

Протокол температурных испытаний UTQG

Этап

Скорость, км/ч

Время теста, мин.

Буквенный индекс UTQG

1

80,5

60

C

2

120,7

30

C

3

128,7

30

C

4

136,8

30

C

5

144,3

30

C

6

152,9

30

C

7

160,9

30

C

8

169

30

C

9

177

30

B

10

185,1

30

B

11

193,1

30

B

12

201,2

30

B

13

209,2

30

A

14

217,3

30

A

15

225,3

30

A

16

233,3

30

A

Следует заметить, что тестовая скорость таких испытаний может превысить норматив скорости самой испытуемой шины, что объяснимо тем, что разные шины получают разные нормативы температуры.

К примеру, шина с нормативом скорости S (180,2 км/ч) должна отвечать нормативу температуры B (177 км/ч), но не должна соответствовать индексу A (209,2 км/ч)
Нормативы температуры и скорости до некоторой степени в этом смысле взаимозависимы.

Примечание: Нормативы UTQG применяются для шин с посадочного диаметра 13' и не применяются для зимних шин и шин для легких грузовиков.


Возврат к списку